П.П.Горностай (Киев)
Одним их важных феноменов социального бытия человека являются жизненные роли, которые в отличие от социальных ролей, закрепленных в матрицах социальных отношений, являются своеобразными личностными модусами. Личность — это био-социальная система, в которой взаимодействуют внутренние и внешние детерминанты. Жизненная роль как никакая другая личностная составляющая отражает этот социально-индивидуальный дуализм. Внешние факторы формирования жизненных ролей — это система ролевых ожиданий, которые отражают социальные ценности и требования к исполнению социальных ролей. Внутренние — это потребности в самореализации и ролевом развитии личности. Противоречия, возникающие в процессе развития жизненных ролей, являются причиной внутренних ролевых конфликтов, которые вызывают дисгармоничное состояние личности и желание это состояние оптимизировать.
Ролевой подход позволяет сформулировать важные концептуальные положения теории личности. Согласно одному из них, основной тенденцией существования и развития личности является стремление минимизировать ролевые конфликты, возникающие в результате противоречий между потребностью в ролевом развитии и мотивацией подчиняться социальным ожиданиям. При решении этих конфликтов используются две основные личностные стратегии: а) интернальная (преобладание внутренних факторов ролевого развития, ориентация на собственные потребности и ролевую Я-концепцию личности); б) экстернальная (превалирование внешних детерминант развития, ориентация на общественные ценности, социальные экспектации). Разные личности имеют устойчивую тенденцию совершать личностный выбор в пользу одной из этих стратегий, что позволяет говорить об интернальном или экстернальном локусе ролевого конфликта как о личностной характеристике.
Личности отличаются друг от друга локусом ролевого конфликта и репертуаром жизненных ролей, на чем строится второе концептуальное положение ролевой теории личности. Обе характеристики могут быть экспериментально изучены, и на их основе может осуществляться типологический и дифференциально-психологический подходы в исследовании личности. Кроме названных, существуют другие ролевые характеристики: ролевая вариативность, ролевая гибкость, ролевая глубина и способность к ролевой децентрации, которые можно объединить в понятие ролевая компетентность личности. Все эти понятия необходимо рассматривать в более широком контексте таких категорий, как ролевая идентичность и ролевое самосознание.
В процессе проживания жизни важное место принадлежит переживанию (в экзистенциальном, а не в эмоциональном понимании), как форме переработки повседневного опыта. С точки зрения концепции жизненных ролей, в социальном бытии человека не меньшее значение имеет ролевое переживание, то есть эмоциональное состояние, сопровождающее ролевое поведение личности. Потребность в ролевом переживании — это потребность в новом чувственном опыте, приобретаемом в процессе исполнения ролей, имеющем большое значение в формировании ценностно-смыслового отношения к себе как к субъекту жизненной роли.
В рамках ролевого подхода социализация личности — это не что иное, как формирование психологических ролей человека, среди которых жизненные роли в наибольшей степени связаны с онтологическими основаниями личности. Третье концептуальное положение ролевой теории личности состоит в том, что различные жизненные роли развиваются в разные возрастные периоды или стадии, при этом каждому периоду соответствует своя формирующаяся жизненная роль, как новообразование возраста. Трудности, связанные со сменой жизненных ролей, с потерей старых и принятием новых ролей, провоцируют жизненный кризис, который может быть интерпретирован как глубинный ролевой конфликт в сфере жизненных ролей.
Нарушение нормального ролевого развития приводит к различным ролевым дисгармониям личности, среди которых наиболее характерными являются такие: ролевой инфантилизм (фиксация на инфантильных жизненных ролях и задержка развития ролей, соответствующих текущему жизненному этапу); ролевой дефицит (имеющий две основные разновидности — ролевая недостаточность и атрофия ролей); ролевые девиации (от незначительных отклонений от социальных и клинических норм до полной или частичной инверсии жизненных ролей). Эти дисгармонии связаны с многочисленными видами психологической личностной проблематики, останавливаться хотя бы вкратце на которых нет никакой возможности.
Коррекция ролевых дисгармоний может осуществляться с помощью ролевой психотерапии, среди разных направлений и методов которой ведущее место принадлежит психодраме, а также театрализованным формам психотерапевтического воздействия (драма-терапия, имагопсихотерапия, психотерапевтическая драматизация и инсценизация и др.). Кроме того указанные проблемы успешно решаются при помощи трансактного анализа, терапии фиксированной роли, терапии творческим самовыражением (арттерапия, библиотерапия и др.), сказкотерапии, песочно-игровой терапии и других методов, основанных на понятиях "роль", "игра", "творчество" и близких им концептуально.
Одним из общих оснований перечисленных методов является использование феномена ролевого переживания в качестве терапевтического механизма. Оно возникает в процессе принятия на себя реальных социальных ролей, искусственных (психодраматических) ролей и воображаемых ролей. Последние возникают при ролевой децентрации, сопровождающей процесс художественного творчества и восприятие творческого произведения. Ролевое переживание может приобретать разные формы от эмоционального отреагирования или катарсиса до экзистенциального переживания смысла собственного бытия. В нем заключена возможность оптимизации структуры жизненных ролей человека и гармонизации жизненного мира личности.