Р.Р.Каракозов
Вряд ли у кого-то может вызвать сомнение положение о том, что эффективная психотерапевтическая работа должна вестись с учетом базовых личностных характеристик клиента. В нашем случае, нашими клиентами являются главным образом, homo soveticus и/или homo postsoveticus. Признавая, конечно же все индивидуальное многообразие форм советского человека и даже метафоричность и всю условность данного понятия, все же нельзя не заметить некоторых основополагающих, я бы сказал, константных характеристик, делающих эту метафору реальной. Это те характеристики, которые могут быть обозначены понятием идентичности. Я бы хотел коснуться ряда аспектов этой проблемы, отражающей понятие советской идентичности, с точки зрения экзистенциальной или, если угодно, философской психологии, рассмотреть те аспекты, которые важно учитывать в психотерапевтической работе. Хотя в названии моего выступления фигурирует не только "советский" но и "постсоветский" человек, я сосредоточусь в своем докладе, по ряду причин, в основном на "советском" человеке. Прежде всего потому, что ввиду нестабильности, неструктурированности постсоветского человека еще трудно говорить об этой форме идентичности. В то же время, можно надеяться, что если удастся "раскрыть" советскую идентичность, то можно с большей или меньшей вероятностью предположить те возможные формы, в которые трансформируется советский человек на постсоветском пространстве.
В своем анализе я опираюсь на эмпирический материал, собранный мной в ходе осуществления специального проекта "Видеоархив.ХХ век.". Проект ставит своей целью создание видеоархива воспоминаний выдающихся государственных деятелей, военачальников, деятелей науки и искусства ХХ столетия на основе новейшей цифровой видеотехники, цифровых носителей и интерактивных программ. В рамках проекта уже записаны воспоминания 35 известных высших советских и российских военачальников, руководителей КГБ, политических деятелей, деятелей науки и искусства. Большинство из этих людей занимали высшие ступеньки в иерархии советского общества, являлись проводниками политики советского государства и тем самым в наибольшей степени воплощали особенности советской идентичности. Анализ их автобиографических повествований позволит раскрыть ряд характерных особенностей советской идентичности (советского человека), понять условия ее формирования.