Первая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. 2001

Варфоломеева О.Ю. (Симферополь)

Акмеологические закономерности формирования личностно-профессиональной зрелости современного психотерапевта:экзистенциальные противоречия

Ведущими специалистами в области методологии акмеологических исследований понятие "акмеологические закономерности" определяется как устойчивые связи и отношения между профессиональным и личностным развитием человека, а также между различными уровнями организации психических процессов в ходе такого развития (Деркач А. А., Зазыкин В. Г., 1998). Данные закономерности носят одновременно и объективный, и субъективный характер, что объясняется интегративным изучением в рамках акмеологии как человека, так и его деятельности.

В экзистенциальной психологии за основу принимается первичность "бытия-в-мире", толкновение с которым порождает общеизвестный спектр проблем: проблемы времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одиночества, а также поиска смысла своего существования; переживание стресса и тревоги, а также постижение себя и мира в деформированном виде. Современная психотерапевтическая практика является "психотерапевтическим бытием", первичность которого для представителя данной профессии очевидна. Прежде всего встаёт задача научного последовательного изучения психологических характеристик этой микровселенной, этой минигалактики, а также описания экзистенциальных противоречий её развития и жизнедеятельности. Актуальным представляется детальное описание картины/модели данного многоаспектного, неоднозначно трактуемого, претендующего на самостоятельное существование, яркого фрагмента Бытия. Данная модель может, по известной аналогии (Яковлева Е. С., 1994), иметь следующую структуру: а) модель времени – психотерапевтическая помощь оказывается в ограниченный, реально и актуально протекающий промежуток времени; будущего нет, "вечное время – это настоящее" (Франкл В.,

2000); б) модель пространства – психотерапия как "зазеркалье, работа на виртуальной территории с учётом её законов и "подводных камней"; в) модель восприятия – особенности динамики психотерапевтического диалога и процесса в рамках психологической диады: "моё" – "чужое"; "самое неуловимое – мудрость" (Ялом И., 1999).

Столкновение личности психотерапевта и "психотерапевтического бытия" приводит к актуализации базовых понятий экзистенциальной психотерапии: отношение к смерти и социальное бессмертие, свобода и зависимость, профессиональный смысл и бессмысленность, изоляция и одиночество и т. д. Преодолеть экзистенциальные противоречия может только зрелая личность, в данном контексте – личностно и профессионально зрелый психотерапевт. В рамках акмеологической парадигмы и парадигмы психологии развития предметом научного изучения может выступать понятие личностного роста представителей различных профессий (1), а также многообразие факторов, оказывающих неоднозначное и даже противоречивое влияние на процесс личностного и профессионального самоопределения (2). В психотерапии до сих пор нет чётких границ понятия "личностный рост". Попытка их обозначения в рабочем варианте может выглядеть следующим образом: 1) количественный показатель – "высота", "карьера", "пик", "деятельность", "сознание" (собственно "рост"); 2) качественный показатель – "глубина", "человечность", "экзистенция", "духовность", "бессознательное", "совестливость" ("совесть как подсознательный бог" у Франкла), интерес не к тому, что делает личность, а к тому, как она делает своё дело и свою судьбу (собственно "зрелость", лишь её совершенству нет предела).

На современном этапе исследования описанной выше проблематики необходимо предложить новую иерархию уровней изучения и описания акмеологических закономерностей формирования личностной зрелости (в частности, личностного роста) психотерапевта как субъекта профессиональной деятельности: 1) психический уровень -–особенности субъективного моделирования общего плана психической реальности; 2) личностно-социальный уровень – закономерности активного моделирования "психотерапевтического бытия и пространства", репертуар психотерапевтических сценариев и ролей; 3) герменевтический уровень – психотерапевтическая корректность глубинной интерпретации коннотативных смыслов виртуальной реальности клиентов; 4) символический уровень – создание собственных эффективных психотерапевтических мифов; 5) экзистенциальный уровень (высший в иерархии) – полная осмысленность "психотерапевтического бытия", прыжок в глубину, свободное и ответственное преодоление "проклятия профессии" (Р. М. Загайнов), социальное бессмертие в судьбах клиентов – истинная, подлинная личностно-профессиональная зрелость ("акме").

Все вышеобозначенные размышления представляют собой формулировку актуальной научной проблемы изучения и описания акмеологических закономерностей формирования личностно-профессиональной зрелости современного психотерапевта (экзистенциальный аспект). Грамотное разрешение данных проблем позволит в значительной мере оптимизировать процесс профессиональной подготовки молодых психотерапевтов, в первую очередь, - приверженцев экзистенциального направления в психологии.
Hosted by uCoz