Первая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. 2001

Е.Е.Сапогова (Тула)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

Экзистенциальная философия во многом изменила веками строящиеся представления человека о себе и своем развитии. Под влиянием М.Хайдеггера европейское научное сознание ассимилировало мысль, что будучи конечным существом и осознавая эту конечность, человек вынужден стабилизировать свое существование в каждый данный момент (Dasein) путем его смыслонаполнения. По сути, человек базирует собственное существование на собственном же проекте и тем самым осуществляет смыслонаполнение жизни. В конечном итоге, смысл имеет именно и только то, что конечно; что не имеет конца, то не имеет и смысла.

Одним из ключевых элементов самопроектирования и жизнетворчества является выбор профессии и последующее осуществление профессиональной деятельности. Занимаясь в течение ряда лет подготовкой профессиональных психологов, мы пришли к выводу, что профессиональная психологическая деятельность является особой формой жизни личности, задающей экзистенциальный modus operandi. Более того, можно предположить, что профессиональный психолог призван помогать в самопроектировании другим.

Профессиональная психология — это своеобразный личностный путь, предполагающий постоянное индивидуальное уклонение за привычные человеку рамки описания себя. Рискнем высказать предположение, что это, возможно, один из способов ранней «универсализации» субъекта, раннего, обусловленного профессией, «старения» личности в смысле ускоренного и углубленного прохождения по путям культурного социогенеза. Такая универсализация, может быть, достигается за счет той позиции «старшего» (знающего, понимающего, со-переживающего, берущего ответственность, того, кому доверяются и открываются в своей сокровенности другие личности, а в самом широком смысле — гуманистического, выраженно «более человеческого»), которую он профессионально занимает в работе с клиентом любого возраста и любого статуса.

Афористично говоря, психолог — это многократно повторенный всеобщий человек, это сильнее, концентрированнее, более выраженно человек, чем представители других профессий; может быть, психолог — это усиленно воспроизведенное одновременно единичное и человечески всеобщее в человеке. Поэтому, вероятно, профессиональная психология — это один из редких для человека способов «прожить» много разных жизней за одну свою, становясь одновременно и ретроспективой и «зоной ближайшего развития» для другой личности.

Каждый акт профессионального взаимодействия — акт экзистенциальный. Именно для него К.Ясперс ввел понятие «экзистенциальная коммуникация». В ней психолог по отношению к другому выступает не как «техник», не как «аналитик» и даже не как гуру, а как экзистенция по отношению к другой экзистенции. Достижение такого типа отношений с миром предполагает прохождение психологом в себе самом нескольких уровней «Я».

Первый уровень — это уровень эмпирического «Я», ориентированного на отождествление себя с телом и телесными проблемами, подчиненного инстинкту самосохранения, стремящегося к удовольствию, избегающего проблем и страданий, преследующего утилитарные жизненные цели. Можно предположить, что различные варианты телесной терапии и т.п. в какой-то мере отражают биологическое осмысление и переживание себя и должны присутствовать на ранних этапах профессионализации.

Второй уровень, обозначенный К.Ясперсом как «сознание вообще», предполагает переживание себя как носителя знаний, как существа мыслящего, рационального, логического, предсказуемого. Рассудочное «Я» психолога мыслит категориями, научными понятиями, стремится к правильности мышления и поведения, подчиняется нормам, стандартам, оперирует шаблонами и клише. Попробуем предположить, что психологи этого уровня стремятся к однозначно обусловленной информационной картине психического и личностного, к построению логически завершенных всеобъемлющих моделей, четких техник и поведенческих тренингов. У них хорошо развит «внутренний цензор», технологично подгоняющий их действия под категории «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», «можно-нельзя» и, в принципе, не предполагающий ни со-переживания, со-деятельности.

Третий уровень связан с переживанием своего «Я» на уровне духа. Это — «Я», осознающее себя частью некоего значимого целого (в нашем случае — профессиональной общности, психологической школы, исповедуемого направления и т.п.) и в этом смысле чем-то особенным, разнящимся от тех, кто не принадлежит к этому же целому. Ценности и отношение к другим такого психолога определяются канонами и символом веры этого целого. Можно предположить, что центральным моментом профессиональной самоактуализации этого типа будет «вымеривание» многообразия мира любимыми, переживаемыми как ценностные и истинные, рамками этого целого, а мир другого человека предстает как всеобщая иллюстрация представлений его авторитетов о нем.

При дальнейшем восхождении сознания — процессе, как кажется, заложенном в самом факте бытия психологом, возможно достижение четвертого уровня — уровня экзистенции. П.Тейяр де Шарден, вероятно, мог бы назвать этот уровень своеобразной «точкой омега» для психолога.

Экзистенция — практически необъективируемый уровень человеческого бытия в силу того, что он никогда не может быть отчужден и представлен как объект рассмотрения и анализа. Этот факт объясняет сам К.Ясперс: «В любой момент, когда я делаю себя объектом, я сам одновременно есть нечто большее, чем этот объект, а именно существо, которое себя таким образом может объективировать». Коммуникация позволяет необъективируемой экзистенции быть услышанной, схваченной, понятой другим, предполагает презентацию своей самости для других и, соответственно, для самого себя.

Экзистенциальная коммуникация психолога создает особое «чутье на других», возможность проникновения в другого, сопереживания и понимания его как ценности в таком же экзистенциальном смысле. Чужая экзистенция, объективируясь в общении со способным к такому общению (и отношению к самому себе как к экзистенции) психологом, обретает новую реальность, укореняется в мире. Именно за счет этого строится онтологически новое для человека и мира «бытие вместе» (М.М.Бахтин), создаваемом в процессе работы психолога с клиентом. И именно на этом уровне психолог как участник этого процесса субъективно переживает своеобразную «слиянность» с чем-то, что больше, сильнее, умнее, выше него. Метафорически выражаясь, можно сказать, что через него мир как бы втекает в другую личность.


Hosted by uCoz