Улановский А.М. ( Белгород)
Как системы мысли феноменология и экзистенциализм взаимодополнительны. Экзистенциальные идеи и понятия («жизненный мир» и др.) потребовались, как известно, уже самому Гуссерлю при завершающей проработке феноменологии. К феноменологическим же методам (метод дескрипции переживаний субъекта и др.) неизменно обращались не только экзистенциалисты философы - Хайдеггер, Сартр, но и последующие экзистенциальные психологи и психиатры - Бинсвангер, Босс и др. Это привело к своеобразной исторической склейке двух направлений, так что сегодня исследователю гораздо проще назваться приверженцем «экзистенциально-феноменологического направления», чем решать, чего же в нем больше.
Между тем, расходятся они друг с другом в принципиальных для психологии вещах. Покажем это на примере двух методологий познания человека, анализируемых сегодня рядом авторов. Экзистенциальный подход, как показал Д.А.Леонтьев относительно психологии, - это попытка утверждения «онтологии жизненного мира» человека (конструкт Ф.Е.Василюка). Это взгляд на человека в естественном контексте его повседневного бытия, его жизненных отношений. Феноменологический же подход, строго говоря, ничего кроме миров сознания не рассматривает. Бытие внешнего мира и собственное бытие феноменологу как бы не интересны (хайдеггеровский поворот к бытию Гуссерль расценил как измену феноменологии). Здесь нельзя говорить о критикуемой «онтологии изолированного индивида», в силу того что в ней и индивида, как такового, нет (его бытие еще следует установить), есть лишь сознание. Оттого, если и говорить, то об онтологии изолированного сознания, что также довольно интересно, по крайней мере, в методическом плане.
Данные подходы различаются и в менее значимых, но неустранимых моментах. Различия эти лучше видны на исконно психологической почве, в психотерапии, где обе нашли свое достойное применение и проверку. В задачи феноменологической психотерапии входит, главным образом, детальное раскрытие способа, которым человек конструирует свой мир. Феноменолога интересует то, каким образом у человека сформировался (и формируется постоянно, воспроизводясь) определенный опыт. Как случается, что человек начинает воспринимать ситуацию как проблемную (угрожающую, обижающую и т.п). Иначе говоря, акцент здесь делается на том, как переживается человеком ситуация, а не что в действительности происходило. Подобная установка на описание переживаний и отличает феноменологию. Ф.Перлз, искусно применявший описание (искусней даже многих, кто называл себя феноменологами), отстаивал его, в частности, перед каузальным методом психоанализа. Сегодня описательный способ работы с переживаниями широко используется в психотерапии. Таковы, к примеру, многие техники НЛП, внимание в которых уделяется опять-таки форме репрезентации опыта, а не его содержанию. Достоинство подобного подхода в том, что он позволяет не потонуть психотерапевту в возможных интерпретациях проблемы, работать с реальными состояниями клиента (правда, иногда в ущерб глубине проработки проблемы).
Приняв экзистенциальную установку, мы выходим за пределы методично абстрагированного сознания в «бытие-в-мире» человека (М.Хайдеггер) или же в «бытие-друг-с-другом» (Л.Бинсвангер). Психолог здесь и сам обращен к экзистенции, и человека возвращает к ней, помогая найти свое место, стать уместным в мире. Рефлексивно обращенное осмысление - то, чем занимался Декарт, первый феноменолог в европейской традиции - отходит здесь на второй план. Франкл и другие говорят в данном случае о необходимости противоположной ориентации - не эгологической, замкнутой на структурах своего же сознания (то, к чему стремился Гуссерль), а трансцендентной, нацеленной вовне: на дело, на другого человека, на Бога и т.д. Осмысление жизни здесь осуществляется благодаря нацеливанию субъекта на мир.
Вместе с обращением человека к миру экзистенциальный психолог ориентирует его на будущее, на проектирование себя. Конкретно это означает подведение человека к пониманию жизни как задачи (цели, проекта). «Если мы хотим в духе экзистенциального анализа и с помощью логотерапии помочь человеку прийти к наивысшей наполненности его жизни, нам нужно лишь доказать ему, что жизнь каждого человека имеет одну-единственную цель, к которой ведет неповторимый путь» (Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: 1999. С. 48). Если взять за основу эту часть работы психолога, то его метод можно, соответственно, назвать телеологическим.
Наряду с перечисленными различиями феноменологической и экзистенциальной позиций отметим еще одно, связанное с уникальными чертами обоих. Экзистенциальный подход предлагает сегодня, помимо собственно психотерапевтических находок, своеобразные модели конструктивного понимания мира, которые помогают осмыслять и гармонично переживать происходящее. Возникает любопытная проблема возможности помощи человеку философией. М.Босс и Л.Бинсвангер говорят в этой связи о расширении «горизонта понимания» человеком мира - как одной из самых важных задач психотерапии. Отрадно, что при этом считается грубой ошибкой навязывание той или иной формы мировоззрения - речь идет только о подведении человека к раскрытию новых способов собственного бытия. Например, о подведении человека к тому, что в любой ситуации можно обрести смысл жизни, что у человека всегда остается возможность выбирать, и т. д.
Безусловно, сам психолог здесь смотрит все же на проблему клиента с точки зрения определенной фундаментальной предпосылки, своего рода терапевтического «мифа». Так, он видит в неврозе проявление «базисной тревоги» (Р.Мэй), или же следствие образования «смыслового вакуума» (В.Франкла), и т. д. Феноменологический же подход - это беспредпосылочное мышление. Каждая интенция познается из самой себя, а не из какого-либо более общего процесса или механизма (Ф.Перлз). Отсюда и признание лишь непосредственных данных рефлексии: «Феноменологический метод безусловно и исключительно вращается среди актов рефлексии» (Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии... М.: 1999. С. 160) .
Таким образом, можно видеть, насколько рознятся оба анализируемых направления. Однако, если взять их нетривиально - как специфические установки, «типы мышления» - то можно понять, что они часто уживаются в психотерапии в пределах одного и того же подхода. Наглядный пример - гештальт-терапия. Ф.Перлз удачно сочетал обе установки: и феноменологическую, в которой человек работает со своими переживаниями (техника «континуума сознавания» и др.), и экзистенциальную, в которой человек обращен к миру, другим людям («пустой стул», «перевертыш» и др.).