Первая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. 2001

Г. Похмелкина (Москва)

Понятия ценность и духовное в экзистенциальном анализе и  логотерапии В.Франкла - А.Лэнгле

В Россию Экзистенциальный анализ и логотерапия как метод психотерапии приходит через четырехлетнее образование психотерапевтов в группе из 30 человек, которую ведет лидер направления Алфрид Лэнгле, президент международного общества логотерапии и экзистенциального анализа, вместе с коллегами из Вены Клаудией Клун и Дорис Фишер-Данцингер. Основы и развитие метода, данного его ответвления описаны в статье А. Лэнгле «Экзистенциальный анализ: найти согласие с жизнью» (см. МПЖ, выпуск 2001 года, в печати). Исследовательский интерес представляет попытка вживления метода, чье принятие связано с принятием глубинных оснований, иных представлений о духовности, нежели это бытует в русском языке и в русской культуре.

Экзистенциальный анализ и логотерапия трактует «духовное» в человеке, во-первых, в его более широком ракурсе и тогда вписывает религиозное представление о духовном в общий план духовной человеческой сущности; во-вторых, рассматривает духовное измерение человека в объеме человеческой сущности, как одно из трех измерений (соматическое и психическое измерения являются двумя другими). Оно специфично для человека, соответствует природе человека. При этом устремленность человека к смыслу (смысл – одно из содержаний духовного измерения человека с точки зрения философии этого метода) рассматривается как базовая, ведущая потребность. Духовное измерение наполняется содержанием ценностей человека, смыслом жизни, смыслами ситуации и смыслами активности. Духовное человека обретает действенность за счет возможности Person (персона – инстанция духовного измерения человека) к самодистанцированию и самотрансцендентности, предполагает позицию по отношению к собственному телесному и психическому. При этом в качестве цели экзистенциальный анализ рассматривает создание для пациента/клиента/консультируемого условий и возможностей для духовно-эмоционального свободного проживания и переживания, аутентичной позиции (согласие с самим собой) и наполненное личной (персональной) ответственностью обхождение с собой и миром.

Являясь феноменолологической персональной психотерапией, экзистенциальный анализ развивает феноменологическую герменевтику (в отличие от интерпретирующей герменевтики психоанализа). Методы работы, которые описаны в работах авторов экзистенциального анализа и логотерапии, и которые разработаны на базе трехмерной концепции человека, предполагают акцент на духовной свободе, способности к самотранцендентности и самодистанцированию, осмыслению ценностей и нахождение смыла(ов). Категории «ценность» в этом методе работы с человеком придается одно из ключевых значений (см. Langle A. Wertberuhrung./Wertbegegnung. Phhanomene und methodische Zugange- - Tagungsbericht Nr.1 und 2 der GLE, Wien, 1993).

Логотерапия и экзистенциальный анализ исходят из тезиса о том, что любое осмысленное построение жизни непременно связано с нахождением и реализацией ценностей. “Мы исполняем смысл бытия - наполняем наше бытиё смыслом - через реализацию ценностей” (Frankl V. Der leidende Mensch. Antropologische Grundlagen der Psychotherapie. Bern 1984, стр. 202). В соответствии с экзистенциальным анализом человеческие действия и переживания всегда направлены на объекты, к которым человек стремится в связи с их ценностью, когда речь идёт о реализации чего-либо творческого, достойного того, чтобы быть пережитым (Frankl V., Arztliche Seelsorge. Wien, 1982, стр. 59). В противостоянии неотвратимому горю в мире, где присутствует дефицит ценностей, где ничто не переживается как ценность и где не может быть создано ничего ценного, человек остаётся с единственной ценностью: с ценностью своего бытия Person. Таким образом, при реализации ценностей отношений (Frankl, там же, стр. 61) человек более не обращает внимания (в виде исключения) на мир само-трансцендентно, он отослан к самому себе. И это тоже должен мочь человек: чувствовать себя самого в своей ценности. В противном случае существует опасность, что он может впасть в отчаяние, потому что боль закрывает для него мир. И он может погрузиться в одиночество. Так же важно ощущать себя в своей ценности и тогда, когда не испытываешь страданий. В противном случае человек был бы совсем не способен воспринимать ценности отношений и творческие ценности окружающего мира.

Вследствие этого условием для любой логотерапевтической деятельности и основополагающим моментом для работы в рамках экзистенциального анализа является познание, распознавание и переживание ценностей. Без осознания ценностей невозможно принятие решений. Если быть человеком означает “решающее Быть” (Ясперс), то ценности являются его основой. Если наполненное смыслом формирование жизни осуществляется благодаря принятию решений и действиям, тогда ступенью, предшествовавшей этому, было осмысление ценности. (Ср. метод осмысления смысла, Langle A. Wende ins Existentielle. Die Methode der Sinnerfassung. In Langle A. (Hrsg) Entscheidung zum Sein. Mьnchen: Peper, 1988. Стр. 47 - 63).

Трудности, которые связаны с осознанием ценностей, часто являются причиной психических страданий (Lдngle A. Wertberьhrung./Wertbegegnung. Phhanomene und methodische Zugange- - Tagungsbericht Nr.1 und 2 der GLE, Wien, 1993. Стр. 23) . В этой связи одна из важных задач экзистенциально-аналитической психотерапии - пробудить чувствование ценностей и развивать его. Может быть достаточно одной простой консультации с указанием на ценности и приведением аргументов в их пользу. В отличие от логотерапии экзистенц-аналитическая психотерапевтическая работа, которая необходима при более выраженной блокаде ценностей, требует в качестве обязательного инструментария определённых знаний и методических приёмов в отношении восприятия ценностей. Для ее обеспечения А.Лэнгле опирается на концепцию четырех фундаментальных мотиваций (См. МПЖ, выпуск 2001, в печати)


Hosted by uCoz