А.Н. Моховиков (Одесса)
Экзистенциальная боль, ведущая к страданию, является выражением утраты смысла жизни (от книги Иова через Кьеркегора к Хайдеггеру и Бинсвангеру) и возникает при столкновении с ситуациями изоляции, одиночества, свободы или умирания. Именно она делает самоубийство центральной проблемой философии (в концепциях Камю и Сартра), литературы (от древнеегипетского «Спора разочарованного со своей душой» до поэзии Рильке и Лоуренса) и является важным аспектом психотерапии и консультирования суицидальных клиентов (от Фрейда до Ялома и Шнейдмана).
Знаменитый американский психолог Эдвин Шнейдман, один из основоположников современной суицидологии, описал 10 общих психологических черт, свойственных суицидальному поведению. В своих последних работах особое внимание он уделяет нестерпимой психической (душевной) боли (psychache), как общему стимулу самоубийства. Психическая боль, полагает Э.Шнейдман, тесно связана с фрустрированными витальными психологическими потребностями (в принадлежности, любви, безопасности и т.д.) и внутренним амбивалентным отношением человека к предпринимаемому суицидальному действию. Он стремится спасти себя и выжить ценой «убийства» в себе невыносимой психической боли. Не случайно в клинической суицидологии существует правило: если снизить интенсивность страдания - подчас весьма незначительно - то человек выберет жизнь.
Вместе с тем, психическая боль является общим и весьма распространенным переживанием для всех людей: не существует, пожалуй, ни одного человека на свете, который бы совершенно не испытывал глубоких и болезненных чувств, касающихся экзистенциальной проблемы «быть или не быть», в определенные, кризисные периоды своей жизни. Для суицидолога насущный практический вопрос является следующим: какие именно качества делают психическую боль нестерпимой и, следовательно, неотвратимо ведущей к самоубийству? По своей сущности, психическая боль представляет собой сложное аффективно-когнитивное образование и конституирующие ее характеристики играют определяющую роль в суицидогенности.
С позиций холистического подхода, принятого в гештальт-психологии и гештальт-терапии и, используя новые взгляды, возникшие в послеперлзовский период ее развития (С.Шон, Г.Вилер, Ж.-М.Робин), в частности, динамическую теорию личности (Д.Н.Хломов), концепция боли может быть представлена следующим образом.
Боль можно определить как универсальный признак, указывающий на разрушение или угрозу разрушения целостности границ между организмом и окружающей средой на любом из следующих уровней: физическом (телесном), эмоциональном, психическом, экзистенциальном или уровне взаимоотношений с другими людьми. Взаимодействие между человеком и окружающей средой происходит посредством контакта (самоосознавания), в ходе которого возникает психическая реальность и происходит психологическое развитие личности. Процесс контактирования означает создание, трансформацию или разрушение границ между организмом и окружающей средой, т.е. их изменение. Следовательно, боль является универсальным спутником любого изменения на любом уровне. Чем сильнее и драматичнее происходящее изменение, тем интенсивнее его спутник, боль и окрашивающие ее чувства. В определенных ситуациях она становится нестерпимой, и тогда возникает трагический выбор между желанием дальнейших изменений, которые и являются психологической сущностью жизни, и болью (страданием), которую они причиняют.
Человек защищается от боли, а заодно от изменений тем, что не допускает контакта, используя механизмы интроекции, проекции, ретрофлексии или конфлюэнции. Каждый из них играет важную роль в возникновении определенных видов суицидального поведения (интроективных, проективных, ретрофлексивных и конфлюэнтных).
Сила желания к дальнейшим изменениям и, соответственно, толерантность к боли на любом уровне связана с успешным или неблагоприятным проживанием человеком в своей личной истории трех основных мета-потребностей: потребности в безопасности, привязанности (связанности или принадлежности) и манипуляции. Они именуются мета-потребностями, поскольку не имеют фиксированного объекта и могут быть удовлетворены прямо противоположными способами.
В основном, мета-потребность в безопасности формируется в младенчестве, в первые месяцы жизни. Любые изменения в это время оказываются чреватыми витальными опасностями, а потому являются хаотическими и непредсказуемыми. Не только реальные изменения, но и их потенциальная возможность кажутся фатальными. Соответственно и проявления боли могут быть парадоксальными, например, полная анестезия на любом из уровней (телесном, эмоциональном или психическом), или чрезмерная уязвимость на одном из них при удивительной толерантности на другом. Изменения на этой стадии развития не соотносятся с каким-либо объектом в окружающей среде или осознанием собственной отдельности, и потому предполагают проживание физической (телесной), эмоциональной и психической боли. Чаще всего боль окрашена тревогой и ужасом.
Мета-потребность в привязанности формируется вслед за обеспечением безопасности и связана с появлением образа Другого, с которым можно находиться в контакте, выживать, удовлетворять потребности, т.е. осуществлять изменения и чувствовать боль (боль привязанности, любви), или, наоборот, выходить из контакта, чувствовать свою отдельность (одиночество) и соответственно дополнительно переживать экзистенциальную боль. Непереносимый опыт ранней экзистенциальной боли (= отсутствию опыта позитивной ранней привязанности) приводит к тому, что человек заменяет привязанность (которая так или иначе удовлетворяется) зависимостью от Другого или его суррогатов (которая является ненасытимой). Необходимость поддерживать длительные отношения привязанности вызывает боль. А болевой компонент зависимости связан с постоянно неудовлетворенной потребностью в зависимости (боль ненасыщения). Чаще всего боль сопровождается чувствами страха, обиды, зависти, ревности, жалости и стыда.
Развитие мета-потребности в манипулировании генетически связано с игрой. Она предполагает свободу обращения с объектами окружающей среды и, прежде всего, является потребностью в достижении. Изменения, происходящие в контакте, касаются установления, поддержания и прекращения отношений с Другими, что соответственно порождает боль, связанную со взаимодействием (конкуренцией) со значимыми людьми (боль унижения-признания). Боль оказывается окрашенной страхом, стыдом, виной, огорчением, разочарованием, завистью.
В предлагаемой концепции появление различных видов боли, в том числе, психической и экзистенциальной боли следует эпигенетическому принципу развития человека, а нестерпимая психическая боль Э.Шнейдмана является крайним выражением боли на каждом из пяти уровней.